Версия для слабовидящих

19 ноября – Всемирный день философии

Человека испокон веков интересует устройство окружающего мира. Он размышляет над целями существования, собственной ролью и предназначением в жизни. Современная философия акцентирует внимание на широком круге вопросов – человек, его миссия, роль в жизни, методика познания, взаимодействие в обществе.

Изучением концепций об устройстве мира, эволюции взглядов, запечатлённых в произведениях мыслителей, занимаются философы.

Всемирный день философии (World Philosophy Day) был провозглашен на 33-й сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО в 2005 году и проводится в третий четверг ноября ежегодно для того, чтобы на глобальном уровне приобщить мировое сообщество к богатству философской мысли. Ежегодно отмечая этот день, ЮНЕСКО подчёркивает непреходящую ценность философии для развития человеческой мысли, каждой культуры и каждого человека. Кроме того, отмечается важность этой науки особенно для молодёжи, ибо «философия является дисциплиной, которая поощряет критическое и независимое мышление, а также способна работать в направлении лучшего понимания мира и развития терпимости».

Этот профессиональный праздник акцентирует ценность философии, способствует активизации связей между философами разных стран, повышает интерес к философскому знанию и его престижность, побуждает к решению проблем современности.

Цели этого дня самые возвышенные и благородные:

• распространение идей философии на различных уровнях;

• решение самых насущных современных проблем посредством решений, найденных при участии философского научного сообщества;

• популяризация использования философского подхода при решении задач глобализации;

• сделать преподавание философии и обучение ей более доступными;

• философия должна быть тем инструментом, который позволяет раскрыть творческие способности отдельного человека и человечества в целом;

• философские методы должны найти свою опору в новейших средствах информации, что важно и для распространения, и для развития философии как науки.

Тема Всемирного дня философии-2020 – это своеобразный призыв к человечеству задуматься о значении нынешнего испытания – глобальной пандемии короновирусной инфекции COVID-19. 

В этом контексте философия помогает нам преодолеть необходимую дистанцию, чтобы двигаться вперед, стимулируя критическое осмысление проблем, которые уже существуют и которые пандемия довела до своего пароксизма.

В наше непростое время как никогда необходимо использовать силу философского знания, чтобы противостоять многочисленным кризисам, через которые проходит человеческое сообщество. 

Для осмысления проблем современности Президентская библиотека Республики Беларусь предлагает вниманию читателей тематическую выставку-подборку художественных философских романов. 

Заведующий Филиалом в Резиденции Президента Республики Беларусь

Татьяна Лычагина

 

«Читаю, следовательно, существую». Ко всемирному дню философии

Философия – наука, придуманная, как и многие другие формы познания и освоения мира, в древней Греции – первоначально считалась исконной забавой умудрённых сединами старцев, обсуждающих вещи, до которым простым смертным, как правило, нет никакого дела. В наше время рассуждать о высоких материях может любой желающий. «Ну ты и философ!» – такой «комплимент» можно услышать в свой адрес, когда в голову неожиданно залетают мысли о роли постиндустриального общества в процессе морального упадка человеческой цивилизации двадцать первого столетия. Как правило, вслед за комплиментом, от окружающих можно услышать: «А можно ещё раз, но по-русски?». 

Философия необходима, чтобы облегчить человеку поиск ответов на насущные вопросы бытия и сознания. На протяжении веков философия оставалась наукой для избранных не просто так – необходимы были ум и широта мышления в совокупности с храбростью и даже безрассудством, смешанные в одном индивиде. Философия широка и объёмна. Любая философская теория – всего лишь одна из сотен и тысяч альтернативных взглядов на окружающий нас мир. 

Философия – это не издание готовых мыслей, не точка веры, а бесконечное движение жизни, её познания, свободное творчество жизни, потребность в самовыражении. Особенно восприимчивыми к идеям философии оказались писатели, поэты и драматурги – ведь где, как не в литературе, можно глубоко «копнуть» истинную сущность нашего общества в целом и отдельно взятого человека. В хорошем философском романе пытливый читатель сможет распознать все оттенки людских страстей, радостей и трагедий, то, насколько далеко человек готов зайти в поисках своего истинного «Я» и насколько мы на самом деле свободны в том, что сами привыкли понимать под словом «свобода».

Президентская библиотека Республики Беларусь предлагает вашему внимаю подборку книг, поднимающих важные вневременные темы, являющиеся основными для человеческой цивилизации с момента обретения людьми коллективного самосознания. Нет, по-русски не повторим, но зато о книгах обязательно расскажем – охотно и с «огоньком».

 

 

01. Олдос Хаксли

«О дивный новый мир»

Олдос Леонард Хаксли – английский писатель, новеллист и, разумеется, философ, в чём не даёт усомниться его интеллигентная внешность и пронзительный взгляд голубых глаз, достающий до вашей души даже сквозь толстые линзы очков. Хаксли был гуманистом, пацифистом и сатириком, увлекался парапсихологией и философским мистицизмом, а также семь раз был номинирован на Нобелевскую премию по литературе. Его культовый роман «О дивный новый мир», впервые изданный в 1932 году, заслуженно входит в золотой фонд мировой фантастики и считается эталонной книгой в жанре «антиутопии».
 
Добро пожаловать в дивный новый мир XXVI века нашей эры! Забудьте такие понятия, как «голод», «болезни», «старость» и «смерть» – всего этого больше нет. Отныне человечество живёт под лозунгом «всё ради удовольствия» – культ гедонизма и потребления возведён в абсолют и не подлежит сомнению. Новые члены социума появляются на свет с помощью удобной системы клонирования и с самых первых секунд жизни участвуют в «лотерее», определяющей их ступень в местной пищевой цепочке. Счастливчики рождаются «альфами» – сильными, умными, практически бессмертными – идеальными представителями гордого человеческого вида. Те, кому не повезло, до конца своих дней вынуждены заниматься тяжёлым физическим трудом, убираться за элитой и пересчитывать одинокие извилины в атрофированном мозгу. Несправедливость, неравенство? О таком в светлом будущем не принято задумываться – думать и рефлексировать здесь вообще считается признаком дурного тона. Если достопочтенного гражданина начинают одолевать тяжкие думы, паранойя или депрессия, достаточно проглотить таблетку «сомы» – лёгкого синтетического наркотика – чтобы снова подхватить безостановочную волну кайфа, позитива и наслаждения, которым способствуют и бесконечные вечеринки, и принцип «свободной любви» всех со всеми. По крайней мере, так живут обитатели сверхсовременных мегаполисов, за пределами которых можно найти лишь бесплодные земли и заброшенные, на первый взгляд, поселения. Именно в них обитают так называемые «дикари» – люди, рождённые по «старинке», не принимающие «сому» и не разделённые на касты или классы. Когда-нибудь обоим «мирам» суждено столкнуться – одинокий «дикарь» попадёт в пластмассово-игрушечную реальность вечного праздника, а бывшие «альфы» и «беты» окажутся рядом с теми, кого они ещё вчера не подпустили бы даже чистить свои дорогие итальянские туфли. Но не туфли, вечерние платья и «таблетки счастья» делают человека – человеком. Порой один неотёсанный «дикарь» оказывается мудрее и благороднее, чем тысячи привилегированных небожителей, объявивших себя венцом эволюции на земле. Достойно ли такое общество спасения? Ответ на этот вопрос Хаксли предлагает каждому найти в глубинах своей совести – насколько вы готовы пожертвовать собственным комфортом ради того, чтобы сделать окружающий вас мир лучше? 
 

Несмотря на впечатляющий сеттинг, злободневность и остросоциальный сюжет творения Хаксли, экранизации его романа можно пересчитать по пальцам одной руки. Не считая любительских короткометражек, «О дивный новый мир» переносился на большие и малые экраны четырежды: в картине 1980 года (реж. Берт Бринкерхофф), 1998 года (реж. Лесли Либман и Ларри Уильямс), 2011 года (реж. Майкл Патрик Джэнн). Последней и самой удачной (если судить по зрительскому рейтингу) экранизацией является одноимённый сериал, вышедший в этом году на стриминговой платформе «Peacock», главные роли в котором исполнили американские актёры Олден Эренрайк, Джессика Браун-Финдли и Гарри Ллойд. К сожалению, шоу было закрыто после первого сезона и не успело завершить сюжетные линии оригинала.

 

02. Мигель Де Сервантес

«Хитроумный идальго 

Дон Кихот Ламанчский»

Мигель Де Сервантес Сааведра – всемирно известный испанский писатель, романист, новеллист, драматург, поэт и солдат («Я старый солдат и не знаю слов любви!»). Странно, что не философ, однако мы простим ему эту маленькую «оплошность». Сервантес является автором множества романов, новелл и драматических пьес, однако во всём мире он известен как автор бессмертного произведения «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский», который самим писателем задумывался как пародия на существующие тогда «рыцарские романы», однако время и читатели всё расставили на свои места, и сегодня «Дон Кихот» является одной из жемчужин историко-философской литературы. 
 
Каждый из нас, бывало, лелеет мечту отринуть прочь опостылевшую жизнь простого обывателя и стать каким-нибудь героем – Человеком-Пауком, Бэтменом или, на худой конец, простым милиционером. Именно так и случилось с немолодым Алонсо Кихано, обедневшим дворянином родом из Ла-Манчи. Круглосуточное чтение рыцарских романов, скудное питание и отсутствие свежего воздуха сыграло с рассудком старика злую шутку – взяв себе звучный псевдоним «Дон Кихот» (потратив на это ещё неделю после того, как придумал имя своему боевому коню), хитроумный и отважный идальго пускается в грандиозное путешествие с целью помогать слабым и спасать обездоленных, а в оруженосцы новоиспечённый «рыцарь» берёт местного крестьянина Санчо Пансу, который в этом деле разбирается не больше, чем в прополке земли без кайла и мотыги. Разумеется, предстоящие подвиги Дон Кихот планирует посвятить своей обожаемой даме сердца – Дульсинее Тобосской. На своём пути Дон Кихот и его верный оруженосец встречают чудовищных великанов, замаскированных под ветряные мельницы, человеческие армии, превращённые магией чародея Фрестона в стадо баранов и многие другие препятствия. Тяжела ноша истинного рыцаря, особенно если никто не воспринимает его всерьёз. Пожалуй, престарелый, но неунывающий герой, созданный Сервантесом, настолько полюбился читателям всего мира именно благодаря своему нестандартному «креативному» взгляду на окружающий его мир – романтик и фантазёр, Дон Кихот видит мир глазами восторженного ребёнка и вечного искателя приключений, для которого каждая травинка или деревце, хлипкая деревянная избушка или величественный замок приобретают вид грозных чудовищ или необыкновенных предметов из неведомых миров. Порой каждому из нас в веренице серых будней не хватает этого детского, лёгкого и искреннего «дон кихотовского» взгляда, когда все наши проблемы можно решить кавалерийским набегом на мельницу или схваткой со зловещим чародеем. 
 

Учитывая настолько обширную фанатскую базу романа, неудивительно, что «Дон Кихот» лёг в основу не менее десятка экранизаций. Первый, ещё чёрно-белый фильм о хитроумном идальго вышел в 1933 году, причём снят был не на родине самого писателя, а в Великобритании, под руководством режиссёра Георга Вильгельма Пабста, а роль самого Дон Кихота в картине исполнил легендарный русский оперный певец Фёдор Шаляпин. Кроме Британии и Испании, особо охотно фильмы о странствующем рыцаре снимали в СССР («Дон Кихот» 1957 г, «Дон Кихот возвращается» 1997 г.). Последняя на данный момент вольная экранизация романа носит название «Человек, который убил Дон Кихота» с Адамом Драйвером и Джонатаном Прайсом в главных ролях. Фильм – настоящий «долгострой», который режиссёр Терри Гиллиам пытался снять на протяжении почти что тридцати лет.

 

03. Ричард Бах

«Чайка по имени Джонатан Ливингстон»

Ричард Бах – американский писатель, философ (разумеется), публицист и пилот (Сервантес, вот, солдатом был, а этот – пилот, тоже неплохо). Наверное, именно благодаря своей профессии Бах прославился как писатель, чьей главной темой стала любовь к небу и авиации. Одно из его ранних произведений – повесть-притча «Чайка по имени Джонатан Ливингстон» – стала настоящим бестселлером ещё при первом издании, появившимся на свет в 1970 году, а в наше время история чайки с человеческим именем и вовсе является хрестоматийной вещью, настоящим гимном надежды и неугасающей силы духа. 
 
Однажды на свете жила одна чайка, чайка по имени Джонатан Ливингстон. Джонатан не был похожих на других чаек – в то время, как его собратья-птицы посвящали себя лишь поиску пропитания и бессмысленным перелётам с места на место, Ливингстон наслаждался самим процессом полёта – удивительным и пьянящим чувством настоящей свободы, возможности отправиться куда угодно, залететь за горящий красным пламенем горизонт и увидеть край земли. Другие чайки не понимали и не принимали бедного Джонатана, которому в конце концов пришлось стать изгоем в собственной стае. Но Ливингстон не отчаивался, продолжая совершенствовать искусство полёта во сне и наяву, и однажды ему встречаются две сияющие чайки, забирающие Джонатана на Небеса – лучшую реальность, куда попадают лишь чайки, сумевшие своим упорством и трудом достичь следующей ступени своей эволюции. На Небесах Ливингстон учится у мудрого чайки-старейшины перемещаться со скоростью мысли в пространстве и времени, не ограничивая себя лишь смертной птичьей оболочкой. Когда приходит его время, чайка-старейшина завещает Джонатану постичь, что такое любовь. Поискам ответа на этот вопрос чайка Джонатан Ливингстон посвятит всю свою оставшуюся земную жизнь – пониманию сущности любви и обучению других чаек искусству полёта, свободы и надежды когда-нибудь, как и он, попасть на Небеса. Ричард Бах не просто так сделал своего главного героя птицей – будучи лётчиком, он прекрасно понимал и ощущал эйфорию от полёта, свободного падения, момента, когда можно высунуть руку из окна самолёта и коснуться невесомых облаков, подобно гордой чайке, рассекающей воздух своим сильным и грациозным крылом. Однако полёт в повести Баха – не более чем метафора человеческой жизни. Одни люди, как простые чайки, проживают свою жизнь, бессмысленно тратя её лишь на примитивные занятия – поиск еды, заработок денег, рождение потомства. Другие же, подобно чайке по имени Джонатан Ливингстон, посвящают своё земное существование самосовершенствованию, поиску любви и единомышленников, созданию чего-то большего, нежели они сами – того, что сможет придать смысл жизням сотен и тысяч других людей и чаек. 
 

Единственной экранизацией повести Ричарда Баха по сей день остаётся фильм «Чайка по имени Джонатан Ливингстон» 1973 года, снятый режиссёром Холлом Бартлеттом. С созданием картины связан один скандал: в ходе съёмок писатель серьёзно поссорился с режиссёром, отказавшись дальше работать над проектом, так как без его разрешения были внесены изменения в сценарий картины. Итогом этого конфликта стало то, что Бах ушёл со своего поста, а в титрах писатель был указан только как обладатель прав на название «Чайка по имени Джонатан Ливингстон». Сам фильм не смог принести значительную прибыль своим создателям, заработав немногим больше производственного бюджета. Зато в копилке картины есть один «Золотой глобус» - правда, в номинации «Лучший саундтрек».

 

04. Жан-Поль Сартр

«Тошнота»

Жан-Поль Сартр – французский философ (редкая разновидность философа обыкновенного), представитель атеистического экзистенциализма, писатель, драматург, эссеист и педагог. Лауреат Нобелевской премии по литературе 1964 года, от которой отказался. Сартр – пожалуй, один из самых «мейнстримовых» мировых философов, чья «Тошнота» является обязательной к прочтению любому человеку, страдающему от депрессии и одиночества. Нет, ощущение тщетности и бессмысленности своего бытия у вас никуда не пропадёт, но вы хотя бы будете знать, что Сартр ощущал примерно то же самое. 
 
Роман представляет собой собрание записей из личного дневника некоего Антуана Рокантена. Антуан проживает в вымышленном французском городе Бувиль («Грязь-город», прообразом которого послужил Гавр, где Сартр преподавал философию ученикам одного из лицеев в начале тридцатых годов). Рокенталь – человек тяжёлый, едкий и циничный. Наблюдая со стороны за людьми, окружающими его, он подмечает их грубые, животные повадки, обезличивая каждого человека и мысленно доставая наружу его «грязную», хорошо спрятанную за воспитанием и хорошими манерами звериную сущность. Да, Антуан не любит и не принимает людей, считая их пустыми, бесполезными, лишними, как и всё, что его окружает – порой, и себя самого он считает лишней частью в сложном и недостижимом механизме Вселенной. Большую часть времени Рокенталь проводит в одиночестве, которое считает высшим проявлением свободы тела и духа – в одиночестве, которое заставляет его сходить с ума от невозможности поделиться с кем-либо своими чувствами, эмоциями, переживаниями. В особо острые моменты депрессии и паранойи Антуана охватывает так называемая Тошнота – состояние, когда Рокенталь ясно, как никогда, видит всю мерзость и несовершенство окружающего его мира. Видит – и ничего не способен с этим поделать. «Тошнота» Сартра является ярким жизнеописанием человека-эскаписта, сознательно отгородившего себя от социума, семьи, друзей, привязанностей, любви и дружбы. Главный герой романа считает, что лишь только избавившись от всей той «шелухи», что навешивает на нас современное общество, можно достигнуть настоящей свободы – однако какую цену придётся заплатить за это? Тошнота способна достигнуть любого из нас, однако поддаться ей или бороться и победить – выбор каждого свободомыслящего человека.
 

Ввиду специфичности и сложности исходного материала, заметных экранизаций у романа Сартра до сих пор не появилось. Взамен мы предлагаем вам ознакомиться с завязкой сюжета другой «Тошноты» 2015 года. В этой картине, снятой турецким режиссёром Зеки Демиркубузом, успешный университетский профессор Ахмет живёт со своей женой и маленьким сыном в окрестностях Стамбула, в престижном районе Джихангир. Ахмет уже давно ощущает апатию и безразличность к своей семье и отправляет их на «отдых», а сам заводит отношения с любовницей Асли. В результате несчастного случая жена и сын Ахмета погибают, но тот продолжает как ни в чём не бывало жить, ходить на работу и встречаться с Асли. Наверное, в этом фильме скрыт какой-то глубокий экзистенциональный посыл, но понять его вы сможете, только если осилили Сартра в оригинале и понимаете турецкий язык. 
 
 
В большинстве своём массовый читатель полагает, что философия – это что-то неинтересное, скучное и угрюмое (Сартр ближе всех подобрался к этому стереотипу). Однако, в конце концов, философия – это рассуждения о жизни, попытка её познания, а наша с вами жизнь бывает разной – и грустной, и весёлой, наполненной тяжёлыми думами и анекдотичными ситуациями. Бывает полезно задуматься о вечном, однако без юмора даже самому закоренелому философу бывает непросто пережить очередную рабочую недельку. Соблюсти баланс между серьёзным и комичным, развеять сумрак невежества и пролить свет на неведомое – именно эти задачи всегда ставила и будет ставить перед собой качественная философская литература. 
 
Вышеперечисленные книги вы сможете найти в Президентской библиотеке Республики Беларусь – если, разумеется, отважитесь расширить границы своего психологического комфорта и погрузиться в пучины экзистенциального самоанализа. 
 
Библиотекарь отдела библиотечного маркетинга
Никита Мищенко